Цитата:
Сообщение от Hurry Cane
Цитата:
Сообщение от VPolevoj
Прочитайте.
(Януш Корчак - польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.)
1. Помоги ему стать не тобой, а собой.
|
Каким образом? Так или иначе, мы "поддерживаем" то, что нам в ребенке нравится, кажется более "удобным" или "правильным"...
|
Я не буду отвечать за самого Януша Корчака (не имею права, да и не могу). Он вынес из своей жизни ряд правил, и выдал их нам в виде компактного свода, который нужно воспринимать целостно - в единстве и неразрывности. И если какие-то отдельные положения из его свода правил вам претят или кажутся непонятными, то просто «пропустите» их (мимо себя или внутрь себя — как вам покажется удобнее), но не пытайтесь их анализировать — так вы разрушаете целостность, а она сродни сказкам, и восприятие от них такое же: либо вам это близко, и тогда вы воспринимаете их, либо чуждо, и тогда эти знания и заложенная в них мудрость вами отторгается. Только и всего...
Но всё же я хочу изложить свой взгляд на то, как я сам лично понимаю это его высказывание: «Помоги ему стать не тобой, а собой». Так как я вижу за этим высказыванием глубину — мощную мировоззренческую основу понимания сущности человека и его места в этом мире.
В самом деле: как можно воспитывать ребёнка по-другому, если мы всегда «поддерживаем» в нём то, что нам нравиться и пресекаем то, что считаем вредным и ненужным? А иначе что же получится: для блага ребёнка пустить процесс воспитания на самотёк? Чтобы он «вырос собой»? Но что означает «быть собой»? И разве можно помешать ему «стать собой»? Ведь кем бы и каким бы он не вырос, он всё равно «будет собой» - так не лучше ли сделать так, чтобы он вырос хорошим, добрым, умелым, здоровым, успешным, умным, талантливым и т.д., чем хмурым, нервным, больным, глупым и далее по списку? Если и в том и в другом случае он всё равно вырастет и «будет собой», то разве не правильно сделать ему благо и оградить его от трудностей и проблем, дать ему знания и умения, воспитать его, и помочь вписаться в социум? И наоборот: не дать ему вырасти невоспитанным, эгоистичным, глупым и неумелым? Это ли не «хорошо»? И причём тут тогда «вырасти собой»?
Как тут разобраться?
Начну с примера. Допустим, мы взяли и вынули все косточки из одного яблока (я подразумеваю, что у всех у них одинаковый генотип), и посадили их все в ряд недалеко друг от друга так, чтобы они все оказались в одинаковых условиях. И у нас из этих косточек выросли яблони...
Несмотря на то, что все они из «одного яблока», и посажены в одно время, и растут в одинаковых условиях, деревца всё же будут разными: одно чуть повыше, другое — пониже; у одного ветви раскинулись вширь, а у другого - все ветки жмутся к стволу; у этого листья густо облепляют ветки, а у этого — редко и неравномерно; а это — глядите — и вовсе выкинуло одну толстую ветвь и тянет её куда-то вбок... В-общем, все получаются разные.
А нам-то хочется и нужно, чтобы БЫЛО ХОРОШО (причем не только нам, но и яблонькам тоже). И что мы делаем?
Мы начинаем ПОМОГАТЬ им вырасти такими, как НАМ НАДО (но подразумевая при этом, что и им от этого будет тоже хорошо — мы же о них заботимся, в конце-то концов). Мы рыхлим и удобряем землю под ними, уничтожаем вредителей, подвязываем и подпираем ветки, чтобы они не ломались, но и ... обрезаем и отпиливаем ЛИШНИЕ ветви, а где на наш взгляд чего-то не хватает, там мы ПРИВИВАЕМ нужные, постепенно формируя из каждого деревца то, что было нами задумано, и для чего, на наш взгляд, это дерево предназначено.
А что будет, если пустить этот процесс на самотёк? И позволить каждому дереву «вырасти собой»? Я думаю, что каждый из нас знает, что в результате получится: ничего хорошего — вырастут так называемые «дички» - малоплодоносящие яблони с невкусными мелкими яблоками. Такие деревья никому не нужны!
Так что: к этому что ли призывает нас Януш Корчак — пусть наши дети растут «дикими» и вырастают никому не нужными, но зато они «будут собой»? Это — его идеал?
Нет конечно. Это - не идеал. И не к этому призывает нас Корчак.
Мы знаем, что не бывает двух одинаковых людей (как принято говорить: «Каждый человек — уникален»), и даже если рождаются однояйцевые близнецы, всё равно — они разные, и не только в плане личности, но и интересы и характер и даже темперамент у них будет разный (а это ещё одна заметочка всем нам по поводу связи генотипа и поведения). А это значит, что к каждому ребёнку (даже если мы имеем дело с близнецами, которые живут в одной семье) нужно относиться как к индивидуальности и каждому помогать «вырасти собой». Потому что — нельзя всех равнять «под одну гребёнку» и никого нельзя воспитывать по шаблону, какой бы хороший он ни был. В идеале - к каждому нужен свой подход. И это касается всех: и людей и деревьев.
Нужно понимать, что каждый живой организм потенциально обладает своим уникальным наборов задатков (или, как принято говорить, способностей). И эти способности рвутся наружу требуя реализации. И мы знаем, что любую способность можно развить, если приложить к этому немного труда.
Так вот, видя в ребёнке какие-нибудь «нужные» удобные для нас способности, мы направляем усилия этого ребёнка на их развитие, а замечая у него «ненужные» нежелательные для нас способности, мы запрещаем ребёнку ими заниматься или даже вовсе пресекаем его действия, не давая ему возможности развиваться в этом направлении. Так получается человек с заданными свойствами. Это и называется ВОСПИТАНИЕ.
Ну а с точки зрения самого человека? Что для него было бы хорошо?
Он бы счёл для себя самым наилучшим вариантом такое положение дел, когда бы он мог ПОЛНОСТЬЮ реализовать ВСЕ ЗАЛОЖЕННЫЕ в него СПОСОБНОСТИ. То есть, только полная реализация, когда организм развивает до максимума все имеющиеся у него задатки, и когда все эти уже развитые до максимума способности получают точку приложения, и желательно, чтобы НА ПРЕДЕЛЕ ВСЕХ СИЛ. То есть — все способности, и все задействованы, и все - на пределе сил! Полнейшая, максимальная реализация ВСЕХ потенциальных возможностей человека — это и есть мечта и идеал развития.
Значит, если просто дать расти как вздумается, то вырастет «дичок». А почему? Потому что не были выполнены два условия: не было достигнуто максимальное развитие каждой способности, и не было найдено для каждой способности точки приложения. Нам такое не надо.
Можно, конечно, выбрать какую-нибудь одну способность и развить её до максимума, и потом найти для неё точку приложения. И получится у нас гениальный (ну пусть не гениальный, но хотя бы талантливый) музыкант, композитор, артист, спортсмен или художник. Как вы думаете — это для него хорошо?
Хорошо это будет выглядеть только с точки зрения мамы или папы, которые спали и видели своё чадо в лучах славы, и вовсе не думали о том, как их ребёнок будет жить со взваленным на него грузом. И куда он будет девать те свои задатки, которые остались у него нереализованные?
Так как же быть?
По идее нужно выявлять все способности, и все их инициировать задействуя в какой-нибудь полезной деятельности. Но понятно, что в условиях одной семьи это сделать невозможно, какие бы гениальные родители не достались ребёнку. Хотя бы просто потому, что масштаб семьи, как системы, и возможных точек приложения сил растущей личности абсолютно не сопоставим. Для роста нужен простор, и желательно простор безграничный (или хотя бы так, чтобы имеющиеся границы были заведомо дальше уровня потенциального роста личности). А что у нас может выступать в качестве среды для приложения сил, да ещё с безграничным простором для развития?
ОБЩЕСТВО!
Именно Общество и есть та среда, где каждый человек может найти для себя применение. Причём, какими бы разносторонними способностями он не был наделён, он всегда может найти для себя подходящую нишу. Просто потому, что Общество — это более сложный объект, чем любой какой угодно «сложный» человек. И всегда, какого бы уровня развития не достиг человек в своей деятельности — он никогда не сможет перешагнуть за уровень запросов и потребностей всего Общества.
Общество — это и есть то «море», тот «океан», где должны плавать развитые Личности.
Поэтому, Януш Корчак, когда говорит: «Помогите ему стать собой», - подразумевает именно это. Помогите растущему Человеку выявить и развить у себя ВСЕ имеющиеся способности, и помогите ему найти точки приложения для каждой из его способностей, а если Вы не можете это сделать, то найдите или укажите ему место, где он сам может найти того, кто поможет ему с этим вопросом. А если и это невозможно, то научите его развиваться самостоятельно, и научите преодолевать трудности, подниматься с колен после неудач, собираться и восстанавливаться после казалось бы полного разрушения, но не терять своей целостности, и не сдаваться, и идти вперёд. И поверьте, каждый Человек будет уникален, но не потому, что мы его таким «вырастили», а потому, что он сам таким вырос. (Но не без нашей помощи.

)