Уважаемый АДАДА!
Благодарю Вас за добрый юмор, с которым Вы оцениваете мою гипотезу.
О Конраде Баарсе я, к сожалению, слышал только мельком, в связи с разбором какого-то скандала в католической церкви, и с его концепцией не знаком.
Полностью согласен с Вам в том, что психоаналитическая теория – это аппроксимация клинических наблюдений, которая, хотя и дает хорошие терапевтические результаты, но является только аппроксимацией. А, как известно, через множество экспериментальных точек можно провести сколь угодно много равноточных кривых.
Однако, для концепции супермозга важны не все построения психоанализа, а только представление о наличии сознательной и бессознательной частей психики. Причем функции и сознания и подсознания могут кооперативно использовать общие части нервной системы (мозга). Для гипотезы супермозга важно, что функционально – это разные вещи. А в этом смысле "двухдольность" психики никто не отрицает. Наличие подсознания, воздействующего на сознание – это экспериментально проверяемое положение. Интересна для гипотезы супермозга также концепция "коллективного бессознательного" К. Юнга , но тут уже доказательная сторона слабее. Правда, эта концепция хорошо корреспондируется с предположением Ноама Хомского о врожденной "языковой компетенции" и с тезисом о "врожденной культурной экипировки" Кларка Висслера.
И хочу еще раз подчеркнуть, что физически и "сегмент супермозга" и "собственный сегмент " могут для своей работы использовать общие структуры мозга, подобно тому, как разные программы в компьютере используют общее hardware.
В Интернете, если не ошибаюсь, есть центры, следящие за созданием и использованием доменных имен, а общего управляющего центра нет. Но функция Интернета – это передача и (пока в заметно меньшей степени) хранение и обработка информации. Поэтому здесь функциональной аналогии с супермозгом нет. Нет общей управляющей установки для всех членов "Интернет-популяции", а у супермозга она есть. Эта установка – выживание (в широком смысле) популяции.
С уважением В. Луговской
|