Интересный взгляд на человека высказан Артуром Кестлером в его очерке "Человек -- одна из ошибок эволюции?" В нем автор рассматривает пять основных аспектов процесса формирования человеческой природы:
1. Нейрофизиологический. Он цитирует доктора Поля Маклейна, который писал, что "...человек в сущности имеет три мозга, которые, хотя и значительно отличаются друг от друга по структуре, вынуждены функционировать одновременно и взаимозависимо. Самый старый из них -- мозг пресмыкающихся; второй вид мозга унаследован от низших млекопитющих; и третий есть продукт эволюции высших млекопитающих, к которым, собственно, и относится не совсем обычное существо -- человек. Пользуясь аллегорией для описания этих трех мозгов в одном мозге, представим себе, что когда психиатр просит пациента лечь на кушетку, он просит его лечь рядом с лошадью и крокодилом... В то время, как наши мыслительные функции осуществляются в новейшей и наиболее развитой части мозга, наше эмоциональное поведение по-прежнему определяется процессами, протекающими в относительно грубой, примитивной системе, в архаичных структурах мозга, который претерпел лишь незначительные изменения за всю нашу эволюцию от мыши до человека".
2. Антропологический и
3. Физиологический, которые тесно взаимосвязаны. По мнению Кестлера, состояние беспомощности человека в младенческие годы накладывает неизгладимую печать на всю его остальную жизнь и, возможно, объясняет предрасположенность человека к подчинению власти других индивидуумов и групп и воздействию на него различных доктрин и заповедей, его неодолимую потребность принадлежать к какому-либо племени или нации и, в особенности, принять соответствующую систему верований. Такие «племенные» отношения, часто носящие экстатично-гипнотический характер, способны вылиться в массовую истерию в скрытой или открытой форме.
4. Лингвистический. «Человек – существо, склонное к изобретению символов. Его величайшее (и наиболее опасное) достижение в этой области – язык…Язык является главной связующей силой в рамках данной этнической группы и, в то же время, отталкивающей силой, создающей барьеры между различными группами… Именно язык позволяет человеку формулировать конфликтующие доктрины и идеологии… И хотя человеческие страсти нетрудно возбудить с помощью таких символических изображений, как трехцветный флаг и свастика, все же самым взрывоопасным символом, способным вызвать цепную реакцию стадного состояния, является слово… Без языка не было бы поэзии, но и не было бы войн».
5. Эсхатологический. «Последний патогенический фактор – одновременное открытие и отрицание человеком феномена смерти. Неизбежность смерти – индуктивное умозаключение, к которому человек пришел благодаря своему относительно новому приобретению – коре головного мозга; однако старый мозг не хочет с этим примириться. Инстинкты и эмоции страстно отвергают абстрактную, но в то же время устрашающую мысль о личном небытии. Одновременное приятие и отрицание смерти отражает глубокий раскол в психике человека, наполнив его мир призраками, демонами и другими невидимыми духами,…которых необходимо было умиротворять человеческими жертвоприношениями, святыми войнами, сжиганием еретиков, истязанием и самоистязанием. Опять мы должны видеть обе стороны медали: с одной стороны, религиозное искусство, архитектура и музыка; с другой, параноический бред о вечном адском огне, муки живых и мертвых».
www.geocities.com/vladvassin