![]() |
|
![]() |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
|
#1
|
|||
|
|||
![]() Насчет того, что страх вызывается инстинктом (-ами) никто не будет спорить?
А ведь он тоже предельно неконкретен, если вы не заметили. Может кто-то поспорит с тем, что страх/агрессия у человека негомологичны страху/агрессии высших позвоночных? В этом случае, по-моему, вопрос надо ставить так: а этолог ли этот исследователь? Это уже другая парадигма тогда у человека научная, судя по всему, - скорее "классическая" психологическая, а не "эволюционно-психологическая". Так и с моим "инстинктом" примерно. а) Наследуется ли он? Да. б) Распространен ли он повсеместно в популяции (видоспецифичен ли)? Надо уточнять (поголовного секвенирования ДНК у нас покамест не заведено), но все феноменологические факты указывают на то, что да. в) Обучение требуется? Скорее нет чем да. г) Релизеры есть, которые можно корректно вычленить и проверить? Думаю, это вопрос времени, но уже сейчас можно с высокой степенью уверенности прогнозировать ответ "да". д) Эволюционные механизмы есть, которые могди привести к широкому распространению генов этого инстинкта в популяции? Гипотетические - да. Опять же нужно время на моделирование вычислительное и другую работу по обоснованию. Но вся интуиция научная говорит, что инстинкта (дыма) без веских эволюционных причин (огня) нет. Главный вывод - ответ на основополагающий вопрос статьи: "А интересно ли это?" Мое мнение - Да. Если найдется остепененный этолог, который это слово напишет на листочке А4 и заверит своим именем - это поможет мне идти дальше. Неужели я требую невозможного, коллеги? Последний раз редактировалось Ренат Атаев, 19.01.2011 в 16:00. |
#2
|
||||
|
||||
![]() Ренат Атаев, дело не в инстинкте.
Тем более, что, на мой взгляд, ты обошелся с ним вполне корректно и употребляешь к месту и по-делу. Я зацепился к "инстинкту" вовсе не потому, что я его сторонник или противник, а потому, что тут, как мне кажется, кроется тот самый ключевой элемент позволяющий нам разгадать действие всего механизма саморазрушения. Вот ты пишешь, что этот механизм: а) наследуется; б) распространён по всей популяции; в) обучение не требуется... ... то есть, пока всё говорит о том, что это нечто врождённое и, мало того, видоспецифичное, а значит, генетически обусловленное, но: г) релизер есть? Оп! Вот тут и загвоздка! Потому что, если есть релизер, то есть и поведение им запускаемое. А пока что мы наблюдаем картину очень и очень похожую на процесс апоптоза, когда например со стороны организма в клетку приходит сигнал, что ей пора бы уже и "на покой", и в САМОЙ КЛЕТКЕ запускаются механизмы приводящие к её гибели. А всё это в целом складывается в систему управления для поддержания целостности и жизнеспособности чего-то большого (условно говоря - организма). И тогда в каждой клеточке этого организма (а в нашем случае - в каждом человеке) должна быть заложена программа по самоуничтожению, которая должна с необходимостью включаться и срабатывать по первому же требованию "сверху". Обрати внимание на используемые мной слова: "программа", "механизм", "система управления". Напоминает описание какой-нибудь кибернетической штучки, а вовсе не живого человека. Но тот процесс, который ты пытаешься описывать, он, на мой взгляд, как раз и должен рассматриваться с позиции функционирования системы в целом. Именно поэтому, наверное, ты и перешел из стана биологов в сообщество гуманитариев, потому что вопрос оказался не столько физиологический, хотя ты и пытаешься найти такие корни, сколько культурным и социальным. Об этом же свидетельствует и то, что при срабатывании данного механизма, поведение каждого индивидуума оказывается столь разнообразно, начиная от прямого и простого самоубийства, проходя через косвенные и скрытые формы самоуничтожения, и заканчивая рисковыми профессиями и видами деятельности и поиском новых прогрессивных форм жизни. Так инстинкт ли это? На мой взгляд, это некий социальный механизм ДРУГОГО ПОРЯДКА. Разгадать его - интересно, спора нет. Тем более, раскрыть все его составляющие - это вообще было бы заслугой перед человечеством немалого масштаба. Но, впрочем, это дело ваше. Хотите объяснять всё через инстинкт - объясняйте. Но мне кажется, что вы фактически пасуете перед задачей, а вовсе не решаете её. И кстати, страх НЕ вызывается инстинктами. (Спорить буду, если угодно.) |