![]() |
|
![]() |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
#31
|
|||
|
|||
![]() Так, для общего сведения:
http://www.bio.pu.ru/faculty/history/ |
#32
|
|||
|
|||
![]() Как-то закуклились вы тут, коллеги...
|
#33
|
|||
|
|||
![]() 2Полевой:
"...сильные и длительные воздействия, вызывающие душевную боль, будут неизбежно приводить к снижению чувствительности боли вообще, что ведёт к завышению порогов срабатывания самосохранения". Если следовать принципу Оккама, то данный механизм имеет то достоинство, что он до неприличия прост. Обычное защитное торможение "перерабатывающей" зоны мозга. И уже потому имеет право... Надо обмозговать. В случае чего сошлюсь на вас. Стучитесь на фейсбук ![]() Последний раз редактировалось Ренат Атаев, 20.01.2011 в 13:00. |
#34
|
||||
|
||||
![]() Цитата:
Причем место, куда Вы ткнули своим пальцем, самое-пресамое гнойное. Попали, что называется, не в бровь, а - в глаз. Начну с начала. Этология изучает ПОВЕДЕНИЕ (, а не инстинкты, как вы написали). Хотя, справедливости ради, следует сказать, что этологию интересует не всё поведение, а устойчивое и видоспецифическое, то есть повторяемое и воспроизводимое, иначе не было бы смысла его изучать. А это, как правило, и чаще всего, поведение инстинктивное, так как оно генетически детерминировано. Так что, хоть и с натяжкой, но принять можно: будем считать, что этология изучает инстинкты. Далее вы пишите, что "агрессия со страхом - два самых первых инстинкта, которые этология стала изучать". Тут момент такой (о котором я как раз и писал в предыдущих постах): говоря об агрессии или страхе нужно указывать что именно вы имеете в виду: эмоции (агрессии или страха), или поведение вызванное агрессией или страхом (скажем, нападение или бегство). Так как этология, как мы уже выяснили, занимается изучением ПОВЕДЕНИЯ, а не эмоций. А вот это и есть тот самый гнойник, о котором я вам говорил. Что можно (и нужно) относить к ПОВЕДЕНИЮ? Вот вы например запросто относите к поведению (инстинктам) не только эмоции и их проявления, но и мечты (мысли), позывы, стремления, и т.д. - возможно много чего ещё, что я не знаю. Но ведь не всё из этого относится к поведению. Не забывайте, что мы говорим о ПРЕДМЕТЕ, который является основным объектом изучения данной науки. Так что именно она изучает? Как мы уже говорили, этология изучает поведение. Но что можно назвать поведением? Скажем кошка ловит мышей, и затаившись ждёт появления мыши у её норки. Это поведение? Или другой пример. Хозяин дал приказ собаке "Сидеть!", а сам пошёл в магазин, и собака сидит и ждёт своего хозяина. Это поведение? Та же картина, но собака (беспризорная) просто шла мимо и теперь сидит и смотрит по сторонам. А это - поведение? Усложним ситуацию. Хозяин дал команду "Лежать", и собака лежит. Это поведение? Та же собака, но лежит сама по себе, скажем на своём месте. Это поведение? Собака не просто лежит на своём месте, а спит. Это поведение? Человек сидит на диване и смотрит телевизор. Это поведение? Тот же человек сидит на диване, но ничего не делает (думает или мечтает). А это - поведение? И т.д. Где граница возможных действий, когда мы всё ещё будем говорить о поведении, а когда мы скажем, что стоп - это уже не поведение? Например, рефлекс - это поведение? А эмоции?... Вот Вы говорите - "инстинкты". Если подразумевать под инстинктами ТОЛЬКО инстинктивное, то есть врождённое, ПОВЕДЕНИЕ, то тогда да, поскольку мы не выходим за рамки объекта этологии. А если же брать значение слова "инстинкт" расширенно, включая сюда не только стремления (потребности), но вообще всё врождённое (скажем, эмоции, рефлексы и прочее), то мы не только уходим от объекта рассмотрения этологии - поведения, но и вообще выпадаем за любые рамки. Поэтому, когда мы говорим об агрессии, мы должны понимать, что да, агрессивное ПОВЕДЕНИЕ есть и оно изучается этологией, так же, как и ПОВЕДЕНИЕ вызванное страхом, так же, как и любое другое ПОВЕДЕНИЕ. Но есть и ЭМОЦИИ агрессии и страха. Изучает ли этология ЭМОЦИИ? Нет, сами эмоции она не изучает. Но она изучает ПОВЕДЕНИЕ связанное с этими эмоциями. Надеюсь, что это понятно... Так, хорошо... Но что в таком случае следует называть ИНСТИНКТАМИ? Сами ЭМОЦИИ, или ПОВЕДЕНИЕ с ними связанное? Вот у Вас получается, что и то и то... Но я лично всегда применяю слово "инстинкт" в очень узком значении, исключительно для обозначения врождённого поведения. Поэтому у меня никогда не бывает "инстинкта самосохранения", "инстинкта размножения" и прочих. Так же как и "инстинкта саморазрушения". Потому что всё это - НЕ ПОВЕДЕНИЕ !!! А по сути своей целый комплекс из потребностей, организации работы психики и мозга, плюс воздействий среды, факторов обучения и воспитания, приобретенных навыков и прочего. То есть, перед нами сложнейший механизм, который мы вместо того, чтобы разбираться в его работе, просто-напросто обзываем каким-нибудь словом, типа: "А, да это же ИНСТИНКТ РАЗМНОЖЕНИЯ - всё понятно!", - и успокаиваемся на этом. Точно так же получается и у вас. Да, вы нащупали МЕХАНИЗМ реализации программы саморазрушения. Пусть не всё ещё ясно и понятно. Но что нужно предпринять в этой ситуации? Изучать это механизм! А что делаете вы? Вы его обзываете "инстинктом". Видимо по аналогии с "инстинктом размножения" и "инстинктом самосохранения". Тем самым вместо объяснения просто отсылаете нас к аналогичным явлениям, которые уже были обозваны до вас. Допустимо ли это? Да. А почему нельзя? Всё зависит от того, что именно вы хотите. Если цель - всего лишь вписаться в существующую систему ценностей, то всё правильно. А если вы хотите разобраться в механизмах, то тогда вы вынуждены будете отказаться от ничего не значащих ярлыков и обозначений. И провести своеобразную ревизию всех используемых вами значений. Так сказать, применить позитивизм в действии. Делать это или не делать - это, конечно, ваше дело. Так как, это, как я уже говорил, зависит от ваших целей, а не от моего желания. Но всё же, я вас прошу, хотя бы разделять то, что является существенным для самой науки этологии - те явления, которые относятся к ПОВЕДЕНИЮ, от того, что поведением не является. Поэтому, говоря о ПОВЕДЕНИИ, описывайте, пожалуйста, ПОВЕДЕНИЕ. Раскрывая же МЕХАНИЗМЫ (того или иного процесса), пишите, пожалуйста, о том, как работает этот МЕХАНИЗМ. С уважением, Валера Полевой. |
#35
|
|||
|
|||
![]() А, вот теперь куда более понятно.
![]() Вы правы - инстинкт это очень собирательное название. В нем есть дефицит конкретики. И есть наверняка большая проблема где кончается инстинктивное поведение, и где начинаются инстинктивные побуждения и всякие трудно формализуемые человеческие вещи. Но у инстинкта есть такая легко формализуемая штука как релизер. То есть чисто формальный компонент среды, который можно имитировать и который запускает инстинктивную реакцию - со всеми видимыми и невидимыми ее компонентами. Это то, что можно ухватить. Это хлеб эволюционной психологии (я недолюбливаю слово "этология"). По мне инстинкт как таковой включает в себя в большей степени именно побуждения (внутренний компонент), а не внешне видимый - поведенческий. Т.е. "инстинкт" это некий биологический эквивалент психологическому понятию "мотив". Вернее так - физиологический, психофизиологический и наследственный базис оного "мотива". Все "мотивы" человека в конце-концов основаны на внутреннем награждении (возбуждению центра удовольствия, выбросу эндорфинов), а все стимулы (то, чего хотят избежать) - на стимуляции того самого болевого отдела мозга + воздержании от выброса эндорфинов. Т.е. любая мотивация в конечном счете сводится к биологическим вещам. Я полагаю, что называть инстинктами стоит именно их. Внутренние связи (врожденные) между некими внешними релизерами, которые возбуждают болевой центр или центр удовольствия. А то, как именно это побуждение будет насыщено (доплывем, или допрыгаем до самки, грубо говоря) - вполне себе пренебрежимо. Гены кодируют именно связь между неким входом и возбуждением центра удовольствия. И только. Инстинкт таким макаром для меня скорее физиологический термин, чем поведенческий. Как-то так. И это вполне можно сейчас фиксировать - сканирующая томография мозга к вашим услугам. Последний раз редактировалось Ренат Атаев, 20.01.2011 в 14:53. |
#36
|
|||
|
|||
![]() То, что инстинкт включает в себя скорее физиологию, чем поведение, это можно понять на примере курицы, которая насиживает яйца. Одно из моих любимых мест в "Эгоистичном гене". Помните?
В положенный срок у курицы под действием гормонов разогревается нижняя часть тела и она ищет что-нибудь прохладное и гладкое поблизости. Инстинкт - связь между определенными внешними релизерами, которые говорят мозгу "пора насиживать яйца" и реакцией нейрогуморальной системы, приводящей к разогреву тела, а не собственно внешнее выражение беспокойства, поиск яйца, насиживание. Другими словами, по моему, "инстинкт" - это а)видоспецифический б)нейрогуморальный (психофизиологический) механизм, который в)КОНСТИТУИРУЕТ НЕКУЮ ПОТРЕБНОСТЬ. Не согласны? Последний раз редактировалось Ренат Атаев, 20.01.2011 в 14:58. |
#37
|
||||
|
||||
![]() Цитата:
Наука возможна там, где ставят эксперименты, публикуют результаты исследований в признанных, рецензируемых журналах, в результате чего получают индекс цитируемости от коллег (как факт признания важности открытия). С самого начала вы просили рецензию от этолога. Не от физиолога, нет от почвоведа, а от этолога. Например, проф. М.Л. Бутовская является таким этологом, она соответствует всем вышеприведенным критериям – она делает исследования, публикует их в таких признанных журналах как Human Ethology, Evolution and human behavior, у нее есть индекс цитируемости + помимо преподавания она заведует сектором этология человека института этнологии, антропологии РАН, (т.е. и по формальным признакам (зарплата) является ученым-этологом). Помимо нее, в России есть еще несколько ученых-этологов, но Виноградова в их число не входит. Так что рецензию вам даст биолог, физиолог, но не этолог. Не заблуждайтесь и не тешьтесь иллюзиями. |
#38
|
|||
|
|||
![]() Оговорюсь для зануд: "конституирует потребность или реакцию избегания".
|
#39
|
|||
|
|||
![]() Ой да боже ж ты мой! Со мной разговаривают снисходительным тоном?
![]() Алексей, хлебните валерианки и успокойтесь. Я то, за чем приходил, получил. Выдохните. Инцидент исчерпан. Последний раз редактировалось Ренат Атаев, 20.01.2011 в 15:16. |
#40
|
||||
|
||||
![]() Цитата:
У нас с вами не было никакого инцидента, более того, я по мере сил старался вам помочь улучшить вашу статью. Жаль, что вы этого не оценили. Я давал свои советы не из-за вредности и желания вас поучать, а только лишь потому, что в любой научной дисциплине, и в этологии человека в том числе - есть свои требования к оформлению работ, использованию терминов, определений. Я эти требования знаю, а вы нет. И в этом нет ничего страшного - я вот например, мало что знаю и понимаю в криминалистике. Но если бы стал писать статью, то постарался бы их узнать (например, у вас) и выполнить. Вот собственно и все. |