![]() |
|
#1
|
|||
|
|||
![]() Продолжение длинного текста
* Какие были формы воображаемых объединений людей до эпохи национальностей ? Разные. В основном это были объединения по религии и языку. Эллины делили мир на "эллинов" и "варваров", подчеркнуто игнорируя тот факт, что "варвары" говорят на разных языках. Средневековое деление мира - на христианский центр и языческое окружение. Мусульмане полностью с ними соглашались, только центр и его религию видели иначе. Китайцы центром полагали себя (Срединную Империю), а остальных - варварами, на основании общей письменности (но не языка). * Как развиваются национальности в современных условиях ? Существует мнение, что в постиндустриальную эпоху национальности уже не нужны. Так это или нет - понять сейчас сложно, это выяснится примерно через 100 лет. Пока что развитие идет по уже накатанным схемам. Если националистически настроенная элита ограничивает меньшинствам доступ к власти, то происходит формирование местного национализма как средства продвижения к власти. Этот процесс заметен в Чечне, Басконии, Татарстане, Квебеке, Осетии, Белуджистане, Тибете, итп. Он может происходить мирно или сопровождаться военными действиями и терроризмом, но суть сводится к тому, что центральный национализм неизбежно создает локальные национализмы. Государственный национализм может также быть направлен "вовне", на захватнические цели, причем не обязательно это захват территорий. Южнокорейский и китайский официальные национализмы направлены на захват рынков и присвоение интеллектуальной собственности. Первый сценарий вот уже более 200 лет приводит к образованию новых национальных государств, второй - к войнам. * Есть ли что-то хорошее в национализме ? Безусловно, есть. Существенная часть мировой литературы, лучшие ее образцы, созданы в эпоху расцвета национализма. Неудивительно, ведь именно тогда формировались национальные языки: первый учебник грамматики русского языка был выпущен в 1757 году, чешского - в 1792м, украинского - в 1819 году. До этого никаких грамматик не существовало, если люди и писали на родном языке, то писали как придется, без соблюдения каких-либо правил. Почитайте оды Ломоносова и сравните их с современными стихотворениями. Весь путь от первого ко второму был пройден под знаменами национализма. Почти в каждом языке, где есть "золотой век литературы", последний связан с развитием национального самосознания. * Есть ли что-то плохое в национализме ? Конечно, есть. Как и любая идея, не имеющая связи с реальностью, национализм имеет неостановимую склонность к переходу в патологические формы. Этот процесс можно сравнить со следующим: если человек каждый день молится богу с просьбой дать ему миллион, и не получает этот миллион, то он не обязательно бросит это занятие. Напротив, он может прийти к выводу о том, что он делает что-то не так, недостаточно часто молится, несет в себе какое-то проклятие и тп. Деятельность, не приводящая ни к каким фактическим изменениям, совершаемая в течении длительного времени, неизбежно приводит к нарушению психики того, кто этой деятельностью занят (или к отказу от этой деятельности). Расизм, национальная ненависть, теории заговора - это наиболее часто встречающиеся проявления нарушений психики националистов. * Что нового принес национализм в военное дело ? Мотивацию. К окончанию 30-летней войны Европа столкнулась с проблемой мотивации. Люди не хотели рисковать жизнью ради интересов очередного монарха. Приходилось прибегать к услугам наемников, платить большое жалованье собственной армии, и все равно людей не хватало, тогда как совершенствование способов уничтожения требовало все больше пушечного мяса. Идея умереть за монарха еще как-то могла быть внедрена в сознание дворянства, но средний класс и крестьяне, составлявшие большинство населения, не считали войну своей обязанностью. Религиозные мотивы тоже работали плохо: зачем идти воевать, если гугенотов можно успешно резать у себя дома ? Национализм объединил нижние классы общества и дал важный пропагандистский образ - Родину, за которую можно умереть. Эти процессы привели к образованию регулярной армии прусского образца и в итоге к принципиальному изменению военного дела. Наполеоновские войны были последними войнами в Европе, которые велись по старому образцу - без фронтов. Армия вторжения захватывала город, захватчики меняли местную администрацию (или договаривались с существующей), а мнение крестьян никого не интересовало. * К каким военным проблемам приводит национализм ? Серьезная проблема национальной идеи - готовность к самопожертвованию. Она присутствует практически во всех выраженно националистических произведениях. Вряд ли можно считать ее результатом намеренной пропаганды. Напротив, генерал Паттон однажды вынужден был сказать "No bastard ever won a war by dying for his country. He won it by making the other bastard die for his country." Генерала можно понять - ему нужно было выигрывать сражения. Развитие национализма привело к существенному увеличению числа жертв в войнах, и не в последнюю очередь - вследствие готовности людей умирать за Родину. Сражения, которые в средние века закончились бы бегством участников, в современном мире продолжаются до массового истребления друг друга. Во время средневековых войн осаждающие часто снабжали осажденных продовольствием - практика, невозможная в 19-м веке. Лагеря уничтожения - тоже изобретение националистической эпохи. Суицидальные наклонности националистов не приводят к вымиранию национализма по той простой причине, что идея насаждается путем пропаганды, а не передается горизонтально по связям в обществе. * Возможен ли повторный расцвет национализма ? Повторный - нет. Развитие национального самосознания у тех языковых и культурных групп, которые еще не прошли этот этап, вполне возможно, и не исключено, что он будет сопровождаться возникновением великой литературы и поэзии, но для всех уже сформировавшихся наций "золотой век" навсегда останется в прошлом. * Что идет на смену национализму ? Пока неясно. Но можно отметить формирование большого количества культур, основанных на понятии меньшинства. Это гомосексуалисты, феминистки, энвиронменталисты, панки, байкеры и множество подобных групп, претендующих на создание собственных воображаемых сообществ, основанных на общности культуры. К этому неизбежно приводит распространение английского языка как языка международного общения, новой латыни, а также развитие Интернета. Все это позволяет легко создавать воображаемые культуры и затрудняет обособление по языковому принципу. Насколько успешными будут такие сообщества, зависит только от того, смогут ли локальные элиты использовать их лозунги. Другой вариант развития событий - замена национализма "локализмом" - объединением людей в географически локальные группы на основе небольших территорий без разделения по религии, языку или гражданству. Уже сейчас канадские территории и скандинавские города фактически ведут свою собственную политику в отношении иммиграции, что говорит об образовании внутригосударственных локализмов. Насколько такая схема окажется жизнеспособной - покажет время. * Какие были исключения из общей схемы формирования национализмов ? В Европе наиболее значимыми отклонениями от правил были Россия и Великобритания. У России не было колоний, географически отделенных от метрополии, что привело к объективным сложностям с проведением границ локальных национализмов. Также это дало центру возможность проводить политику с одной стороны насильственной русификации, а с другой - политику национальных квот, позволявшую локальным элитам продолжать карьеру в центре. Все это сильно затянуло процесс национального самоопределения и фактически законсервировало феодально-абсолютистское государство на лишние 100 лет. В результате Туркмения, Таджикистан, Узбекистан и другие бывшие республики СССР только сейчас проходят тот этап, который в Таиланде закончился в 20-е годы 20 века, а во Франции - в начале 19-го. Это и введение делопроизводства на национальных языках, и возникновение патриотической литературы (текст Рухнамы по содержанию мало отличается от националистических произведений середины 19 века, и выглядит комичным только потому, что создан в веке 21-м). Великобритания - обратный случай. Из-за аномально раннего развития капитализма, удаленности и разобщенности колоний, рано начавшегося отделения колоний, процесс формирования локальных национализмов шел с меньшим напряжением сил, не революционным, а скорее, эволюционным путем, что в итоге привело к тому, что практически все колонии (кроме США) сохранили формальную связь с Британией. Их отделение не сопровождалось отторжением. |
#2
|
||||
|
||||
![]() Alex, спасибо за текст "гуманитарной направленности".
А можно ссылку на источник? С текстом согласен, но хотелось бы знать его автора. |