![]() |
|
#1
|
|||
|
|||
![]() Sphairos,
Книжка интересная, достану - почитаю. Но мне не нравится когда у терминов по произволу меняют определения (если это можно делать Гидденсу, то почему это нельзя делать Жириновскому ?), и особенно не нравится когда явление описывают набором следствий (например, "женатый человек это тот, кому женщина готовит обед и чистит сапоги"). Некие ребята 2500 лет назад придумали способ смены власти и назвали его "демократия". Сейчас этому термину приписываются произвольные и противоположные по смыслу значения, от "развал и хаос, принесенный в Ливию войсками НАТО" до "creation of circumstances in which people can develop their potentialities and express their diverse qualities". Спорить с тем или другим бессмысленно, поскольку речь идет об определениях. Вроде бы как хочу, так и определю. Но потом из этих определений почему-то делают выводы. |
#2
|
|||
|
|||
![]() Цитата:
Не думаю. Смысл античной греческой демократии не в смене власти, а в господстве, власти народа. Почувствуйте разницу! В вашем варианте, кажется, причина со следствием перепутаны. Вы хорошо сказали о "неких ребятах". Вот внимательное изучение "ситуации", культуры и идеологии этих "ребят" (античного общества!) и приводит к тем характеристикам и выводам, которые обозначены в цитате. Смену власти можно придумать какую угодно -- будут собираться представители элит, и тянуть жребий. Но никакой демо-кратии здесь не будет. Гидденс здесь вообще не при чём, античную демократию так характеризуют специалисты-антиковеды, вот здесь, кстати, в т.ч. и об этом говорится: http://forum.ethology.ru/showpost.ph...12&postcount=2 |
#3
|
|||
|
|||
![]() Цитата:
Именно так они и делали. |
#4
|
|||||
|
|||||
![]() Цитата:
Это подробно описано Аристотелем в "Политике" и "Афинской политии", я достаточно хорошо знаком с этим предметом. Так они не делали, конечно. Потому что афинское общество было демократическим. Как видите, речь не идёт о "выборах" внутри узкой группы элиты, речь идёт о механизме ротации должностей, основывающемся на всеобщих равных гражданских правах, в данном случае - праве занимать должности, управлять государством, и принимало участие в этой ротации всё половозрелое мужское население Афин (больше тридцати тыс.чел.). Фактография в статье анахроническая, все эти правила избрания, институты и должности существовали в разное время. Обратите внимание: "Выборы по жребию могли ограничиваться гражданами определенного имущественного ценза, или проводиться среди кандидатур, выбранных прямым голосованием." Жребием избирались по большей части на рутинные должности, это был один из способов обеспечить управление народа, простыми людьми собой (чтобы им не управлял кто-то другой) и предотвратить разделение коллектива, а ключевые определялись прямым голосованием. Вот поэтому и демо-кратия. Не тюхе(случай, жребий)-кратия. Законность, легитимность всему институту власти придаётся прямым народовластием, в Совете, одном из главных органов власти, было 500 людей из 50 фил, выбранных жребием из выдвинутых в каждой из фил. Т.е., грубо говоря, из избранных случайным образом вычеркивается большая часть, так как слишком большей Совет был бы не эффективен. Так же и с другими жеребьёвками: выдвинутые на них простые люди уже наделены народом соответствующими правами, но для ограничения размера аппарата из них случайным образом берётся только часть. Вот здесь мы и подходим к самому главному: как такое стало возможно? Каков фундамент и причины это культурного феномена? Где это видано и слыхано, чтобы люди сами определяли, кто будет наверху, тогда как на протяжении многих тысяч лет до и после даже вопроса такого не могло появиться, так как узкая группа\каста наследственных правителей\ военной элиты решала этот вопрос сугубо единолично? В греческом обществе уникальным образом сложились воедино разные тенденции и факторы, которые привели к созданию общественной ментальности-психологии, которая затем позволила проявиться таким следствиям, как демократия, равенство перед законом, права человека, наука (которая есть коллективный исследовательский процесс, немыслимый без равенства всех перед истиной и свободного взаимодействия без оглядки на статусы и привилегии) и пр. И рождалась эта ментальность в мучительной борьбе: Цитата:
Цитата:
Причём есть эпиграфические материалы (надписи на прочных предметах, вроде камня), где такие клятвы запечатлены. Цитата:
http://www.agitclub.ru/museum/revolu...r/bunt05gr.htm И было это всё действительно жестоко и страшно: Цитата:
http://www.agitclub.ru/museum/revolu...r/bunt05gr.htm Также http://www.sno.pro1.ru/lib/fustel_de...y_gorod/42.htm и http://centant.spbu.ru/centrum/publi.../origin/09.htm В ходе этой борьбы удалось на данном этапе развития технологии создать условия, в которых общинная жизнь не была бы придавлена не имеющими прав на управление ей узурпаторами, а позволила бы каждому человеку быть хозяином своей собственной жизни и принимать решения об управлении коллективной жизнью. Последний раз редактировалось Sphairos, 20.12.2011 в 19:44. |